СЕДАЯ ДАВНОСТЬ
 СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ПЕРИОД


Люди Одессы
Храм святых мучеников Андиана и Наталии


  Храм был заложен 15 ноября 1897 года на даче греческого мецената, действительного статского советника Матвея Федоровича Маврокордато. По всеблагому Промыслу Божию случилось так, что он ослеп. Как верующий человек, М.Ф.Маврокордато посчитал эту беду наказанием за свои грехи и грехи предков и потому принял решение построить на этом месте приют для слепых с храмом. Чин закладки церкви возглавил Преосвященный Тихон, епископ Елисаветградский. В основание фундамента была заложена серебряная табличка с соответствующей в таких случаях надписью.
  Хотя автор проекта храма неизвестен, но, предположительно, это мог быть либо архитектор Л.Ф. Прокопович, либо — Л.Л. Влодек. Сооружал церковь один из выдающихся строителей Одессы второй половины XIX века — Ф.О.Гайдуков. Церковь построена в форме креста в византийском стиле. Одноэтажное однокупольное здание храма имеет ширину 20 метров, длину 22 метра и высоту — около 20 метров. Купол в диаметре — 6 метров. Площадь церкви в настоящее время составляет около 80 кв. метров и может вместить до 100-120 молящихся. Главный вход и небольшой притвор обращены на северо-западную сторону, а алтарь - на юго-восточную. Толщина стен, выполненных из красного кирпича, достигает одного метра. Строительство церкви обошлось в 25 тыс. рублей.

  31 октября 1899 года новый храм был торжественно освящен Высокопреосвященнейшим Иустином, архиепископом Херсонским и Одесским во имя святых Матфея и Евгении. На торжестве присутствовал бывший министр Императорского двора граф И.И. Воронцов-Дашков. Впоследствии храм неоднократно переименовывался.
  В 1930 году безбожными властями церковь была закрыта, а в 1942 году, в период оккупации Одессы, румынский митрополит-экзарх Виссарион открыл переосвященный храм в честь святых Виктора и Виссариона.
  В 1957 году церковь вновь переосвятили во имя святых Павла и Наталии.
  В 1963 году храм был закрыт, а в нем расположили музей атеизма, а затем устроили столовую, рядом расположенного детского садика.
  Шло время, церковь приходила в упадок, несколько раз в ней вспыхивал пожар. В 1989 г. после пожара все, что осталось от храма, было передано Союзу композиторов. К восстановлению его в тот период был причастен композитор Г.Л.Успенский. Он рассказывал: «Здесь мыслился камерный концертный зал и помещения для Союза композиторов (студия звукозаписи, гостиничные комнаты, служебные помещения). Использование бывших храмов как концертных залов, где исполнялась в первую очередь музыка духовного содержания, как концертная, так и обиходная, встречалось часто и даже стало входить в моду. Восстановление проводилось нами с большим энтузиазмом. Мы очищали храм от развалин, кирпичей, древесины, мусора и очень сожалели, что он был доведен до такого состояния... »
  Однако эти планы не осуществились. Пришли годы перестройки, и по ходатайству общины верующих храм был передан Одесской епархии. 22 декабря 1990 года церковь была торжественно освящена Высоко-преосвященнейшим Леонтием, митрополитом Одесским в сослужении ректора семинарии протоиерея Александра Кравченко.
  И вновь ожил и зазвучал над вершинами многолетних кленов колокольный звон, призывающий к молитве. Центральное место в церкви заняли две чудотворные иконы — Божией Матери «Скоропослушницы» и святителя Николая Чудотворца, написанные в Афонском Свято-Пантелеимоновском мужском монастыре в конце XIX века, и переданные воссозданному храму Одесской киностудией. Позже храмы были подарены старинная икона святого великомученика и целителя Пантелеймона и прекрасный «Почаевский» образ Божией Матери в окладе.
  Однако полностью преобразился храм с прибытием на Одесскую кафедру Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского. По его архипастырскому благословению настоятелем храма был назначен тогда еще архимандрит, а ныне Преосвященнейший Алексий, епископ Белгород-Днестровский, викарий Одесской епархии, трудами и молитвами которого были осуществлены капитальный ремонт всего здания церкви с полной заменой храмовой росписи. При этом совершение уставных богослужений и треб в храме не прекращалось. Снаружи здание храма украсили прекрасные мозаики, которые органично вписались в архитектурный стиль всего Французского бульвара. Недаром в одесских СМИ церковь стали называть жемчужиной Одессы.
  Храм вошел в историю Одессы не только как памятник архитектуры, но и как центр духовной культуры, связанный с именами и деятельностью выдающихся представителей Православной Церкви — Блаженнейшего Владимира (Сабодана), Митрополита Киевского и всея Украины, который здесь когда-то начинал свою священническую деятельность, будучи молодым иеромонахом. Поэтому Предстоятель УПЦ во время своих визитов в Одессу, практически всегда бывает в этом родном для него храме.
  Во время своего пребывания в Одесской епархии храм святых мучеников Адриана и Наталии посещали Святейшие Патриархи Алексий I (Симанский), Пимен (Извеков), представители других Поместных Православных Церквей, иностранных делегаций. Большой популярностью пользуется храм и у одесской интеллигенции. Связано это во многом с именем известного ученого-офтальмолога академика В.П.Филатова. Владимир Петрович всю свою жизнь был прихожанином храма. И, как вспоминают очевидцы, до той поры, пока академик был жив, храм власти не закрывали, так как боялись его международного авторитета.
  В стенах храма известный академик превращался в простого христианина, который смиренно каялся за свои прегрешения. В письме к будущему святому, а тогда Крымскому архиепископу Луке (Войно-Ясенецкому), Владимир Петрович писал: «Ваше Преосвященство! Я был очень обрадован Вашим письмом. От него повеяло на меня, как всегда от Ваших писем, теплом и благожелательностью ко мне. Я нередко задумываюсь над вопросом о том, почему жизнь моя так продлена. Вероятно, мне нужно еще поработать на земле либо по науке, либо над самим собой. Думаю, что скорее — это последнее. Но это для меня труднее, чем наука. Мое душевное состояние можно охарактеризовать словами сотника: верю, Господи, помоги моему неверию!
  И я плохо перевоспитываю самого себя, свое тело земное, а оно и в мои годы все еще подвергается искушениям и грешным желаниям. Отсюда и мое вечное недовольство собою. Нередко прошу Господа об исцелении и часто пребываю в унынии, возвращаясь на старые навыки. Научное творчество у меня остается, но разве оно спасет меня, если я не буду очищен душевно?!» В своих воспоминаниях протоиерей Александр Кравченко писал: «Церковь Адриана и Наталии стала ковчегом бульвара, его крестом, орудием и символом духовного спасения горожан. Храм принимал под своими сводами многих представителей интеллигенции, известных людей. Это граф Алексей Игнатьев, генерал-лейтенант, бывший блестящий атташе, в то время инспектор высших военных заведений. В храме молилась театральная аристократия — титаны старого МХАТа.
  ...Пройдя через годы испытаний, гонения на церковь, разрушения, храм, как феникс, возродился и вновь сияет крест на его куполе, звонят колокола, воспевается ангелами песнь: «Слава в вышних Богу, на земле мир, в человецах благоволение». Вновь согревает всех с молитвенным трепетом прикладывающихся к святыне храма во имя святых мучеников Адриана и Наталии».
Hosted by uCoz